В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сендайская рамочная программа (СРП) по снижению рисков бедствий на 2015–2030 гг. "Создание устойчивости наций и сообществ к стихийным бедствиям" является преемником Хиогской рамочной программы действий (ХРПД) на 2005–2015 гг. Она была принята 18 марта 2015 г. на III Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в Сендае, Япония. Результаты реализации ХРПД в Российской Федерации были представлены в национальном докладе. В конференции приняла участие межведомственная российская делегация во главе с министром МЧС России Владимиром Пучковым.
СРП является результатом консультаций с заинтересованными сторонами, начатых в марте 2012 г., и межправительственных переговоров, состоявшихся в период с июля 2014 по март 2015 г., которые были поддержаны МСУОБ ООН по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН. МСУОБ ООН была поставлена задача по поддержке внедрения, последующей деятельности и обзора реализации Сендайской рамочной программы.
Целью Сендайской рамочной программы является предотвращение новых и снижение существующих рисков бедствий путем осуществления комплексных и всеобъемлющих экономических, структурных, правовых, социальных, медицинских, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер, способных предотвратить и уменьшить воздействие опасности и уровень уязвимости в отношении бедствий, а также повысить готовность к реагированию и восстановлению, увеличив таким образом степень устойчивости.
Ожидаемым результатом реализации СРП является существенное снижение риска бедствий и потерь, выражающихся в гибели людей, ухудшении здоровья, лишении средств к существованию, а также ущербе в области экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов лиц, предприятий, общин и стран.
Для достижения этого результата СРП определены семь глобальных целевых задач:
В СРП предложены приоритетные направления действий национальных правительств, неправительственных и общественных организаций:
В основном тексте СРП приводится описание рекомендуемых мероприятий, проводимых на национальном, местном и глобальном уровнях для решения задач в каждом из четырех приоритетных направлений.
В целом СРП является методическим руководством к деятельности международных организаций, национальных правительств, общественных организаций и частных компаний по достижению основного результата – сокращения потерь и ущерба в результате бедствий природного и антропогенного характера. АПК "Безопасный город" – это реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на местном уровне.
В России мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций на основе приоритетов Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. осуществляет
Национальная платформа Российской Федерации по снижению риска бедствий в рамках Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ядром и координатором которой является МЧС России. Эффективность РСЧС достигается благодаря взаимодействию и консолидации всех уровней системы при ликвидации последствий крупных ЧС: федеральной составляющей, сил и средств регионального уровня, органов местного самоуправления и организаций.
Национальная платформа – это ключевой механизм для реализации Сендайской рамочной программы: она обеспечивает координацию, осуществляет анализ, предлагает помощь и поддержку по интеграции мер снижения риска бедствий в различных сферах деятельности государства. Национальная платформа будет играть исключительно важную роль в подтверждении результатов двухгодичных оценок прогресса достижения глобальных целевых задач СРП.
Правительство Российской Федерации уделяет значительное внимание реализации СРП. Вопросы реализации СРП отражены в ряде нормативных правовых актов президента и Федерального Собрания Российской Федерации:
Остановимся подробнее на тех мероприятиях, которые были осуществлены в последние два года в Российской Федерации.
Согласно приоритету 1 (Понимание риска бедствий) МЧС России активизировало работы по формированию национальной системы оценки риска чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации с учетом подходов, принятых в Ростехнадзоре, Росатоме, Минприроды России, Минтрансе России, Минздраве России, Росгидромете.
Разработан и успешно функционирует в НЦУКС программный комплекс динамического анализа природных, техногенных и биолого-социальных рисков на территории Российской Федерации (ПК ДАР). В 2017 г. разработан экспериментальный образец автоматизированной информационной системы стратегического прогнозирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС (АИС "Риск-прогноз"), основанный на новых качественных показателях риска (интегральных индексах риска) на базе анализа опасности и угроз, потенциала противодействия и уязвимости. В 2018 г. запланировано создание опытного образца АИС "Риск-прогноз".
Разработан, утвержден и введен в действие с 1 июня 2017 г. национальный стандарт ГОСТ Р 22.10.02–2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций". Стандарт устанавливает количественные значения допустимого индивидуального риска ЧС для каждого из субъектов Российской Федерации и предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска ЧС в субъектах Российской Федерации.
Происходит внедрение и развитие сегментов АПК "Безопасный город" в регионах РФ. Концепция построения АПК "Безопасный город" – от безопасного города к безопасному региону – полностью соответствует целям Сендайской рамочной программы.
Согласно приоритету 2 "Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий" разрабатываются такие документы стратегического планирования, как:
Государственная политика России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.
Согласно приоритету 3 "Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия" функциональных и территориальных подсистем РСЧС выполняется значительная работа, направленная на предотвращение и снижение потерь от ЧС, в том числе ежегодно осуществляется подготовка к пожароопасному сезону и паводковому периоду:
Согласно приоритету 4 "Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа "сделать лучше, чем было" в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции". МЧС России реализует План строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016–2020 гг., утвержденный Указом Президента Российской Федерации 22 декабря 2015 г.
В рамках выполнения мероприятий плана ведется целенаправленная работа по развитию структуры МЧС России с учетом современных социально-экономических условий и рисков, которые направлены на совершенствование системы управления, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, улучшение качества подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля и всестороннего обеспечения подразделений МЧС России.
Кроме того, в РФ накоплен значительный опыт по статистическому учету ЧС и их последствий, а также по оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС с помощью индикаторов и показателей. В частности, в настоящее время действует государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (далее – Государственная программа), цель которой – минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах. Целевыми индикаторами и показателями Государственной программы, которые коррелируют с глобальными показателями выполнения глобальных целевых задач СРП, являются:
Кроме того, показателями состояния национальной безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 684, которые коррелируют с глобальными целевыми показателями выполнения глобальных целевых задач СРП, являются:
В рамках реализации приоритетов Сендайской рамочной программы в МЧС России:
К проблемам защиты населения и управления рисками чрезвычайных ситуаций привлекаются все более широкие слои населения. Начиная с 2015 г. Правительство Российской Федерации осуществляет финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2018
Посещений: 8958
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций