В рубрику "Видеорегистрация (DVR)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Идея "Безопасного города" предполагала построение комплексной распределенной системы, способной объединить в единую управляемую структуру разнородные элементы городской среды: ЖКХ, автомобильные магистрали, стратегически важные объекты, такие как аэропорты, вокзалы, метро и т.д., а также места массового скопления людей.
Целью проекта было создать гибридную автоматизированную систему с высокими интеграционными возможностями, которая позволила бы решить основные технические задачи современного города. В целом зону покрытия "Безопасного города" можно разделить на три крупных кластера: 1) видеоохрана и безопасность городской среды, в том числе дорог, обеспечиваемая органами правопорядка; 2) управление объектами жилищно-коммунального хозяйства; 3) охрана объектов стратегического назначения. При этом такая система должна быть чрезвычайно гибкой и масштабируемой, относительно легко "сжиматься" и "расширяться" - в соответствии с городскими нуждами, приоритетными задачами и внешними условиями.
В рамках "Безопасного города" можно организовать охрану улиц, дорог, жилых домов, торговых центров, стадионов, метрополитена; видеонаблюдение за подъездами, контроль качества коммунальных услуг, расхода воды и других ресурсов, контроль пожарной автоматики, затопляемости и загазованности в жилых домах и т.д. Информация, поступающая от различных городских подсистем, стекается в специальные мониторинговые центры, где анализируется специалистами. И это далеко не полный перечень возможностей "Безопасного города".
Как мы видим, потенциал, заложенный в концепцию, поистине безграничен. Однако, как показала более чем 10-летняя практика, обычно "Безопасный город" внедряется частично - в зависимости от первостепенности задач и финансовых возможностей заказчика, которым обычно выступает городская администрация или муниципалитет. Так, если в городе существуют объекты федерального значения, например транспортные магистрали, охрана которых финансируется из федерального бюджета, в нем с высокой вероятностью "Безопасный город" будет спроектирован для контроля безопасности дорожного движения, трафика и нарушений, осуществлять который будет ГИБДД.
Если же говорить о возможностях собственно городских администраций, их сфера интересов чаще всего включает управление объектами ЖКХ. Это предупреждение вандализма, взлома дверей в подъезды, контроль графика и качества работы дворников и рабочих, состояния придомовой территории и др.
Таким образом, можно сказать, что сегодня комплексные проекты внедряются крайне редко. Каждая установка "Безопасного города" привязана к конкретной цели, которую хочет достичь заказчик, к определенной сфере городской среды, которая первостепенно нуждается в охране и контроле, а также к возможностям и размерам субъекта, где систему предполагается инсталлировать. Думается, что такая тенденция будет только углубляться, и в этом есть определенные плюсы: такого рода "вертикальность" позволяет обеспечить большую прозрачность и эффективность системы, а также дает меньше поводов для различных злоупотреблений.
Если говорить о специфике внедрения оборудования для наблюдения на таком большом и сложном объекте, как современный город, то тут нужно помнить золотое правило: "Всегда ищи компромисс между желаемым и возможным". То есть руководствуйся здравым смыслом и не упускай важных деталей. Да, сегодня рынок оборудования для интеллектуального видеонаблюдения предлагает массу вариантов, в том числе камеры со сверхвысоким разрешением. Но представьте, что вы приобрели для проекта 8-мегапиксельные камеры и они генерируют видеопоток, для хранения которого дискового пространства имеющихся серверов явно недостаточно. Тут нужно думать о том, стоит ли вкладывать в систему дополнительные (и немалые) средства, чтобы хранить такой архив, или же имеет смысл обойтись оборудованием с более низким разрешением. В этой связи следует упомянуть еще об одном аспекте. Разрабатывая проект "Безопасного города", нельзя забывать о том, что самая дорогая часть системы - это сетевая инфраструктура, именно она составляет около 70% стоимости. Таким образом, сети постоянно "отстают в развитии" от генераторов контента, и это нужно учитывать при проектировании системы.
Все это означает, что при поиске решения всегда нужно искать баланс между необходимым и достаточным. И найти его невозможно без предварительного тщательного анализа финальной системы на стадии проекта с точки зрения ее работоспособности. Система должна быть оптимальной по трем параметрам: 1) техническому; 2) экономическому; 3) с точки зрения эффективности.
Приведем пример: город с высокой степенью террористической угрозы и сложной криминогенной обстановкой устанавливает систему видеонаблюдения улиц с высококачественными обзорными камерами, которые отлично инсталлированы и безупречно работают. Однако в результате оборудование намеренно повреждается преступниками, желающими избежать попадания в объективы, либо страдает от рук обычных хулиганов. Заказчик негодует, однако оказывается, что изначально согласованный со всеми заинтересованными лицами и с администрацией в том числе проект системы не учел сложную ситуацию в регионе. Возможно, в этом случае лучшим решением стали бы камеры-муляжи и скрытые камеры неподалеку.
То есть нужно всегда отталкиваться от комплексной задачи с максимумом деталей, не поддаваясь соблазну сфокусироваться на одном ее аспекте. В одном случае оптимальным решением станут IP-камеры с высоким разрешением, обеспечивающие большой обзор и подробную детализацию (городские улицы, места массового скопления людей), в другом - аналоговые (так, если крупный объект охраняется по периметру, установка IP-оборудования затратна с точки зрения построения сетевой инфраструктуры). Также аналоговые камеры традиционно предпочитают весьма консервативные военные ведомства и структуры. А кто-то нуждается в нестандартном решении, как в случае с неспокойным регионом, описанным выше.
При выборе оборудования для "Безопасного города" важно учитывать, что затраты на систему всегда распределяются по трем ключевым направлениям: 1) настройка; 2) владение; 3) обслуживание. Заказчики нередко упускают из виду последние два пункта, а это чревато последующей неэффективностью работы системы безопасности либо напрасным расходованием средств. Кроме того, специалисты, занятые в обслуживании системы, как правило, приходят из служб безопасности особо охраняемых объектов - со сформированным набором навыков и рабочих моделей. При этом не учитывается, что в городе все по-другому - совсем не так, как в музее или на военном заводе. А между тем контроль технического состояния оборудования очень важен. Возьмем, к примеру, камеры, которые располагаются над ключевыми, высоко загруженными транспортными магистралями. Думается, не стоит лишний раз напоминать читателю, что представляет собой МКАД в часы пик в межсезонье. Высота подъема взвеси из воды, грязи и реагентов там достигает 10 метров над уровнем дорожного полотна, поэтому камеры быстро загрязняются.
Что происходит дальше? Камера работает, видеосигнал есть, но каково качество такой записи? Очистить такую камеру можно лишь с привлечением специальных служб и временной остановкой дорожного движения, что дорого и трудно. Поэтому решать вопрос надо максимально аккуратно, взвесив все "за" и "против".
Возьмем системы СКУД и ОПС - они имеют функцию самоконтроля. С видеонаблюдением же - проблема. Обычно контролируется лишь один параметр: наличие либо отсутствие видеосигнала. Но ведь этого явно недостаточно! Есть масса нюансов, которые могут повлиять на эффективную работу камеры:
Поэтому при выборе оборудования для "Безопасного города" очень важно обеспечить наличие инструментов видеоналитики, в частности сервисных детекторов. Например, в открытых программных платформах безопасности такие инструменты есть. Речь идет о сервисных детекторах, которые подают сигнал в случае сбоев в работе видеокамер. Они позволяют не только идентифицировать попытки вывода камер из строя, но и детектируют различные помехи, мешающие качественной регистрации событий это детектор закрытия объектива, детектор засветки, детектор сдвига камеры, детектор расфокусировки, детектор изменения фона и детектор стабильности видеосигнала.
Еще одним важным аспектом внедрения "Безопасного города" следует признать отсутствие четких критериев того, что такое "нарушение порядка" и "угроза" в условиях городской среды и каков, собственно, профиль нарушителя. Для особо охраняемых объектов любой сложности и масштаба составить такие критерии относительно нетрудно - всегда известно, что именно охранять и от какого рода посягательств. А значит, можно грамотно подобрать и установить датчики, настроить детекторы и т.д., чтобы своевременно реагировать на тревоги. Городская же среда чрезвычайно вариативна и изменчива: в городе можно делать практически все, кроме очевидных случаев, связанных с уголовными преступлениями и злостным хулиганством. Все дело в том, что не существует внятных поведенческих моделей, которые в этой среде можно маркировать кактревожные. Оператор может путем последовательного просмотра заметить явное преступление либо обнаружить его уже после того, как оно произошло Соответственно в таких условиях сложно оснастить систему всеми инструментами, необходимыми для фиксации тревожных событий и реагирования на них.
Еще об одном требовании ксовременной системе "Безопасный город" следует сказать особо. "Безопасный город" может включать десятки тысяч камер, сотни серверов, миллионы часов видеозаписи. И чем сложнее система, чем больше камер в ней, тем выше ее энтропия, тем труднее операторам найти нужную видеозапись. Их поджидает нешуточное испытание - просмотр "километров" видео в поисках того или иного события, свидетельствующего, например, о преступлении или происшествии Получается, что система есть, на нее тратятся средства, камеры пишут, однако эти записи лежат массивом без дела.
Неудивительно, что сейчас невероятно востребованы инструменты видеоналитики, в частности инструменты поиска. Поиск в архиве становится ключевой функцией системы, от которой зависит ее финальная эффективность. И такие технологии уже существуют. Они обрабатывают видео при записи в архив и создают базу метаданных для быстрого поиска. Метаданные - это описание всего, что находится в кадре: какой объект, в каком месте, какого размера, куда движется, с какой скоростью, какого цвета и т.д. Чтобы найти нужную видеозапись, достаточно ввести в поисковик запрос - и через несколько секунд вы получите результаты.
Еще одна технология такого рода - поиск похожих лиц в видеоархиве. Представьте, что все камеры города постоянно захватывают лица прохожих, обрабатывают их и создают базу данных биометрических характеристик. И потом достаточно будет ввести в систему фотографию или фоторобот - и вы получите отсортированные по степени сходства изображения лиц из видеоархива, а кликнув по любому из них, получите статистику появления лица в поле зрения различных камер. Конечно, распознавание не будет стопроцентным, но выбирать из нескольких похожих лиц гораздо проще, чем просматривать сто часов записи.
Всегда, когда речь идет о масштабных распределенных интеллектуальных системах видеонаблюдения, таких как "Безопасный город", актуализируется вопрос о том, куда стекаются данные с камер и каким образом происходит их обработка? Здесь на данный момент используется три подхода.
Резюмируя, отметим, что в целом "Безопасный город" - система полезная и в большинстве случаев оправдывающая себя. А успех ее реализации во многом зависит от продуманности финального решения на стадии проекта.
Опубликовано: Каталог "Системы цифровой видеорегистрации (DVR)" #1, 2013
Посещений: 15378
Автор
| |||
В рубрику "Видеорегистрация (DVR)" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций