В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В России, в отличие от большинства развитых стран, еще не укоренилось понимание, что при определенных условиях и музей может быть, ко всему прочему, весьма прибыльным делом.
Не правда ли, скучновато во многих современных музеях? А почему? Возможно, потому, что посетитель в подавляющем большинстве случаев является просто наблюдателем застывших экспонатов в безмолвных, однообразно обставленных залах. В таком времяпрепровождении, пожалуй, мало занятного и интересного. Тогда как же можно изменить ситуацию?
Один из способов – добавить к впечатлениям от экспонатов элемент игры, и массовики-затейники здесь ни при чем. Пусть посетители развлекают себя сами.
Аудиогид и система оповещения
Первый шаг на пути к этому – применение индивидуальных устройств типа аудиогид. Но если вы пришли в музей не один, то, пожалуй, ваше общение станет несколько неудобным благодаря наушникам, используемым во множестве таких устройств. Гораздо более практичным выглядит эксплуатация многоязычных терминалов, с помощью которых можно прослушать краткое сообщение об экспонате на нескольких языках, посмотреть графические материалы, а при желании проделать все это повторно. Кроме того, подобные устройства могут вписаться в общую концепцию безопасности музея.
Возможности многоязычных терминалов
Благодаря широким возможностям коммуникации систему многоязычных терминалов можно построить на основе существующих IP-технологий и устройств (рис. 1), что позволит выполнять следующие функции:
Самыми интересными для "оживления" обстановки могут стать следующие функции:
Каждый экспонат может с помощью небольшого электронного устройства, например IP-модуля, стать действительно живым! В отношении карт и схем – это анимация и подсветка различных объектов по желанию пользователя. Причем такие действия могут сопровождаться комментариями либо иным звуковым или шумовым оформлением. Инсталляции, действующие модели и макеты могут совершать определенные действия в зависимости от желания посетителя. На диорамах можно менять освещение, соответствующее изменению времени суток.
Остановимся на конструкции предложенного выше IP-модуля, которым оснащаются экспонаты. Благодаря развитию микропроцессорной техники вполне возможно уместить в относительно небольшие размеры довольно мощный компьютер и необходимые интерфейсы для подключения периферии.
Примерная схема такого устройства показана на рис. 3. Используя возможности IP-технологий, можно получить сеть из модулей, которые могут быть связаны сообразно с топологией вашей локальной сети, а при применении нескольких сетевых интерфейсов можно создать отказоустойчивую сеть.
Поскольку каждое из устройств обладает хорошим вычислительным потенциалом, то становится вполне реально отказаться от центральных контроллеров и ведущих серверов. Таким образом, получается нечто похожее на нейронную сеть (рис. 4), каждый из элементов которой обладает всеми возможностями приема и передачи необходимой информации. При выходе из строя одного или даже нескольких элементов остальные сохранят свою работоспособность, а неисправный элемент можно легко заменить на резервный, не прерывая работу других.
Если же в экспозиции музея имеется действующий макет, то объекты на этом макете можно заставить двигаться по желанию пользователя с помощью нажатия кнопки. К тому же никто не мешает дооснастить терминалы управления устройством приема жетонов или монет с целью получения дополнительных доходов за оказание игровых услуг. Удачный пример размещения на макете IP-модуля управления представлен на рис. 5.
При внедрении интеллектуальной системы на основе универсальной внутренней среды коммуникаций посетители смогут управлять экспонатами, совершать информационные и экстренные запросы. В свою очередь, за системой и событиями (неисправность экспонатов, "покушения" на них, тревожные сообщения, экстренные вызовы и т.п.) вместо группы смотрителей в состоянии наблюдать всего один оператор/администратор. Он может активно влиять на ситуацию, повышая безопасность нахождения в музее как посетителей, так и экспонатов, выставленных на обозрение, благодаря потенциалу системы трансляции звуковых сообщений, а также управлению со своего рабочего места питанием инсталляций, макетов, дверями, воротами и шлагбаумами. Функция регуляции освещения помогает экономить электроэнергию, что немаловажно, особенно в периоды небольшой посещаемости.
Как правило, многие музеи уже оснащены системами видеонаблюдения и видеорегистраторами, которые, конечно, помогают в ряде случаев, но весьма нелишним было бы дооснастить имеющуюся систему процессором видеоаналитики. В последнее время на рынке появились устройства, позволяющие включаться в уже существующую систему камер и производить полноценную аналитическую обработку сигнала, причем не только в охранных целях.
Современные аналитические комплексы предлагают алгоритмы подсчета посетителей или количества обращений к конкретному экспонату. Такая возможность поможет понять, какие именно из мероприятий и залов пользуются наибольшей популярностью, а какие недостаточно востребованы. Наверное, такая возможность будет весьма полезной, особенно для частных музеев, и позволит более оптимально планировать выставки и другие события.
Учитывая современные тенденции к удешевлению электронных технических средств и совершенствованию алгоритмов, можно спрогнозировать, что весьма скоро интеллектуальные программно-аппаратные комплексы станут серьезным подспорьем для музеев и выставочных залов даже небольшого и среднего масштабов – как в плане обеспечения безопасности, так и в планировании работы по привлечению большего числа посетителей. А всем остальным стоит пожелать больше посещать подобные объекты. Ведь не стоит забывать, что история большой страны хранится как в больших, так и в малых музеях!
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2014
Посещений: 7467
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций