Главный провайдер аэронавигационных услуг - ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", находится в ведении Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация). Это крупнейшее и эффективно функционирующее звено аэронавигационной системы России создано Правительством РФ в 1996 году.
Основными направлениями деятельности предприятия сегодня являются совершенствование организации воздушного движения и использования воздушного пространства в интересах государственной и коммерческой авиации, оптимизация маршрутов для увеличения потоков транзитных полетов над территорией России, модернизация и поддержание эксплуатационной готовности технических систем и средств обслуживания воздушного движения, а также обеспечение безопасности полетов воздушных судов при аэронавигационном обслуживании.
Важнейшей составляющей деятельности Госкорпорации выступает обеспечение национальной безопасности страны.
Госкорпорация по ОрВД, объединяющая 16 филиалов и 118 структурных подразделений от Калининграда до Владивостока, осуществляет аэронавигационное обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве площадью более 25 млн км2 с протяженностью трасс - 518247 км. При этом протяженность международных воздушных трасс составляет 309590 км. Для обеспечения современных требований по безопасности воздушного движения используется около 21 тыс. систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.
Общая численность персонала предприятия насчитывает 24 938 человек, в том числе 5685 авиадиспетчеров, непосредственно осуществляющих управление воздушным движением. Около 50% специалистов работает в условиях Крайнего Севера и отдаленных местностей.
Только с января по декабрь 2006 г. было обслужено 818 253 полета, среднесуточная интенсивность составила около 30 тыс. полетов воздушных судов.
Анализ интенсивности воздушного движения с января по ноябрь 2006 г., в сравнении с аналогичным периодом 2005 г., свидетельствует о росте объемов полетов в воздушном пространстве России на 8,3%. В 2006 г. на 45% увеличилось количество полетов по кроссполярным маршрутам. В целях оптимизации структуры воздушного пространства России, предприятие только в т.г. ввело в действие 50 новых трасс, из них 43 - международные.
В рамках принятой Правительством Российской Федерации от 4 октября 2006 года "Концепции создания и развития аэронавигационной системы страны на период до 2025 года", предприятие приступило к реализации важнейшей стратегической задачи по созданию объединенных укрупненных центров управления воздушным движением и структурированию их воздушного пространства. На базе 114 существующих районных центров управления воздушным движением будет создано 13 укрупненных автоматизированных центров, 5 из которых будут введены в эксплуатацию уже до 2010 г. В настоящее время созданы 2 таких центра - в Москве и Ростове, ведутся работы по созданию центров в Хабаровске, Магадане и Иркутске, в дальнейшем они будут созданы в Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Новосибирске, Красноярске и Якутске.
Предполагается модернизация центра в Калининграде. Результатом этой работы станет объединение информации, которая поступает с 450 радиолокационных комплексов: в одном центре будет создано несколько секторов. Примером может служить Хабаровский районный центр, куда поступает радиолокационная информация практически со всех аэродромов Дальневосточного региона России. В настоящее время осуществляется модернизация центра, вводятся в действие новейшие радиотехнические средства, позволяющие установить контроль за воздушным пространством всего Дальнего Востока и Якутии.
В РФ главным корпоративным центром подготовки персонала выступает Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт Аэронавигации". Высокая квалификация специалистов организации воздушного движения достигается и поддерживается путем непрерывного процесса изучения специальных дисциплин, руководящих документов по УВД и документов ИКАО, подготовки авиадиспетчеров по изучению фразеологии радиообмена на английском языке. При этом особое внимание уделяется овладением практическими навыками, направленными на отработку правильных действий при полетах в особых условиях и особых случаях в полете, а также исследованиям технологических процедур при изменениях структуры воздушного пространства и внедрения новых методов управления воздушным движением.
Госкорпорация по ОрВД председательствует в Координационном Совете "Евразия", в который, кроме РФ, входят Республика Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызская Республика. Целью создания Совета явилась подготовка концепции формирования Межгосударственной аэронавигационной системы "Восток". Подобная система, уже реализованная в западноевропейской практике, предполагает централизацию функций сбора, обработки, ведения и распространения данных о загрузке и пропускной способности органов организации воздушного движения в Центральном органе системы государств - членов Координационного Совета "Евразия", который планируется развернуть на базе Главного центра организации воздушного движения РФ.
www.securpress.ru